Казахские исламские традиции

Испокон веков казахи являлись поборниками общечеловеческих ценностей. Поэтому не удивительно, что они легко приняли эту религию, проповедующую именно эти высокие моральные качества.

Все это казахи выражали в своих песнях, рассказах, пословицах, обрядах и обычаях.

Приветствие казахов друг друга словами «ас салям алейкум», «саламатсиз» что соответствует словам пророка Мухаммеда: «Распространяйте между вами салям (приветствие)!»

Когда кто-то чихал, то казахи говорят такому человеку «джаракмалла». Пророк сказал: «Когда чихнул некий мужчина, пророк сказал ему: «Ярхамукалла» (Пусть Аллах проявит тебе милость).

Когда у казахской семьи рождается ребенок, близкие и родные поздравляют родителей словами «бауы берік болсын», что означает «пусть крепка будет его вервь». Это связано с тем, что когда младенец появляется на свет, то ему перерезают пуповину, связывавшую ребенка с его матерью. Поэтому казахи желали маленькому человеку укрепления связи с его Господом.  Это соответствует словам Корана «Нет принуждения в вере. Уже явно отличился прямой путь от заблуждения. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах — слышащий и знающий».

Если у казахов умирает кто-то из близких и родных, то все люди выражают им соболезнования словами «иманы саламат болсын», «арты қайырлы болсын», что соответствует словам пророка: «А кого Ты упокоишь – упокой в вере!»

Саван покойного на казахском языке звучит как «ахырет», что в переводе означает «загробный мир» или «последний путь». Другими словами – одежда в последний путь в загробный мир. Коран гласит: «Они веруют в Аллаха и в Последний день (иум ахир), велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников».

Источником враждебности и одиозности экстремистских группировок в Казахстане является неграмотность и неосведомленность их членов относительно тонких и глубоких сходств казахских традиций с сунной пророка Мухаммада. Так, на пример:

Перед празднованием праздника Курбан «айт» казахи резали барана, называя это «щек». На арабском языке слово «щак» означает «сомнение». Т.е. казахи, не имея часов и календарей, сомневались в точной дате появления месяца, символизирующего начало праздника, поэтому они, проявляя скрупулезность к этой дате, закланяли одно животное за день до настоящего заклания. Т.е. «щек». Хотя многими сторонниками нетрадиционных течений это считается «бидъа» (грех, ересь).

Издревле у казахов считается, что если теряешь что-либо безвозвратно, или эту вещь украли, то это милостыня (садақа). Этому есть подтверждение в хадисе: «Если мусульманин посадит дерево, все, что будет съедено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и все, что будет украдено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и если кто-нибудь нанесет ему урон, это обязательно зачтется ему как милостыня».

Приверженцы же течений, не одобряющих религиозность казахов, безосновательно спешат приписать данную традиционную практику к ереси и заблуждению.

Так же в примерах сподвижников пророка мы находим сходство и подтверждение казахских обрядов. Издревле казахи мазали на лоб младенцев сажу и одевали их в небогатую одежду, ушитую всевозможными пуговицами и монетами, чтобы уберечь от сглаза. Халиф Усман ибн Аффан как-то увидел красивого ребенка и сказал: «Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка, чтобы его не сглазили». Конечно же, казахи не могли не учитывать, что эти слова сподвижника Усмана были сказаны, чтобы тем самым отвлечь внимание тех, кто обладал сглазом. Но среди многих мусульман бытует ошибочное мнение, что это признак многобожия и ереси.

Шелпек тарату, құран оқыту, өсиет ету, шілдехана тойы: все это берет свою основу из постановлений ислама.

Казахские высказывания «Таспен атканды аспен ат», «Алланың көзі түзу болсын», «Періштенің құлағына шалынсын» и другие высказывания являются исчерпывающим доказательством мусульманства казахов.

При тщательном анализе и изучении культуры казахского народа, можно обнаружить бесчисленное количество слов, обычаев, ритаулов связанных с исламом и сунной пророка.

Первые исследования в сапоставлении постулатов ислама и преданий казахского наследия показывают о сотнях и тысячах соответствий и сплетений традиций казахов и сунны пророка Мухаммада.

Хочу закончить данное исследование словами Президента Н.А. Назарбаева, приведенные в книге «В потоке истории»:

«Сейчас Ислам, самая распространенная религия современного мира, проходит сложный процесс реформации при сохранении своих фундаментальных постулатов. Недооценивать колоссальной роли этого в процессе национального развития стран, где ислам имеет глубокие исторические корни, просто недопустимо».

 

Имам Сагитов Абдурашид,
Город Каскелен
НурМуслим мечеть.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS